С психологом

Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением

 

Информация для родителей

Важно поставить диагноз на раннем этапе. Чтобы предупредить развитие вторичных отклонений – беспокойства, тревожности, агрессивности, асоциального поведения.

У детей могут быть трудности обучения, расстройства пове­дения, депрессии. Они рано замечают, что все дети могут сде­лать что-то, а они — нет. Ребенок задает себе вопрос: «Что же такое со мной? ». Конечно, это накладывает сильный отпечаток на ребенка. Родителям следует иметь в виду, что сам по себе синдром не проходит к подростковому возрасту, этим детям не­обходима помощь.

Исследования показали следующее:

♦ К подростковому возрасту у 70—80% этих детей могут на­блюдаться некоторые симптомы СДВГ.

♦ 2/3 взрослых имеют неполный синдром.

♦ 25—45% —демонстрируют асоциальное поведение.

♦ У таких подростков нередко имеются приводы в милицию, они рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики.

♦ Большинство этих детей не заканчивают школу.

♦ 20% проявляют физическую агрессию.

♦ Эти люди нередко попадают в автомобильные катастрофы.

♦ Среди них часты попытки к самоубийству.

 

Важно, чтобы родители:

♦ понимали всю серьезность создавшегося положения, адек­ватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, люби­ли его и ценили его здоровье;

♦ искренне желали помочь ребенку;

♦ были лучшими адвокатами своего ребенка;

♦ были готовы к переменам;

♦ были способны встать на место ребенка, посмотреть на себя его глазами;

♦ контролировали свои чувства и эмоции;

♦ были терпеливы и последовательны;

♦ верили в успехи своих детей.

Ребенок должен быть в семье желанным, родители должны заботиться о нем и заниматься его воспитанием, не оставлять ребенка в первые годы жизни и не передавать его на попечение кому бы то ни было. Необходимо учитывать индивидуальность, своеобразие темперамента и личности ребенка. Родители должны принимать самое активное участие в лечении, обучении, воспитании ребенка. Они должны понимать, что при сохранном интеллекте и адекватном воспитании их дети могут достичь определенных успехов. Например, Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим синдромом, дети часто обладают хорошей интуицией, творческим мышлением, у них постоянно появляются какие-то идеи. Вместе с тем им трудно отвечать на вопросы или быстро что-то делать. Таи ребенку следует помочь, сказав: «Не спеши». Если он отвлекся, иногда достаточно положить ему руку на плечо, чтобы вернуть его внимание. Дети более продуктивны в первую половину дня. Таким детям тяжело концентрировать внимание, особенно если они устали. Чтобы привлечь и поддерживать внимание, надо делать занятие более интересным и разнообразным. Детям трудно делать скучную работу. Им всегда нужна индивидуальная поддержка; они лучше работают под наблюдением взрослых, им всегда нужен помощник или наставник.

При занятиях с детьми родители не должны давать им большую нагрузку. Работу с ребенком следует делить на короткие периоды. Дети нуждаются в более частых поощрениях, чтобы у них возникало ощущение успеха. Следует занизить требования к аккуратности ребенка. При занятиях с ребенком обязательно применять наглядные средства, вовлекая его в работу. Показывать ребенку, как выполнить то или иное задание, делать его вместе с ним, в результате чего у ребенка вырабатываются умения и навыки. Следует формировать положительные привычки. Не следует увлекаться многословными совета учениями. Надо помнить, что ребенок не может долго удерживать внимание. Следует продумать план управления таким ребенком, объяснить правила поведения в каждом конкретном случае, объяснить, что от него ожидается. Говорить с ребенком нужно спокойным доброжелательным тоном. В случае конфликта нельзя кричать, нужно сохранять хладнокровие. Родители должны помогать развить в ребенке чувство уверенности в себе.

Родителям необходимо структурировать собственное поведение и  строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необ­ходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком,в первую очередь родственникам, воспитателям, что ребенок име­ет специфические трудности в выполнении заданий, так как егонервная система функционирует не совсем так, как у других де­тей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждеб­ность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Родители должны быть в курсе всех мероприятий по оказа­нию помощи ребенку и в тесном контакте с теми, кто их прово­дит: педиатром, психологом, учителем. Только в этом случае помощь ребенку будет эффективной. Хорошо себя зарекомен­довали так называемые группы, состоящие из родителей, име­ющих детей с аналогичными проблемами. Общение в таких груп­пах оказывает эффективную помощь ребенку.

Прежде всего родители должны определить, что именно вповедении ребенка особенно настораживает. Все это обсужда­етсяи взвешивается в семье и с психологом. В результате роди­телям становится более понятным поведение ребенка, да и соб­ственное поведение они начинают оценивать более объективно. Первым шагом к изменению поведения ребенка является со­ставление плана общения с ребенком. Даже очень занятые ро­дители должны научиться ежедневно выделять 10—15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслу­шать его и поддержать.

Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с по­мощью невмешательства в его действия, игнорирования. Напри­мер, ребенок бросил свою игрушку под дождем. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торо­питесь помочь ему, пусть поищет. Ребенок импульсивно выска­кивает на велосипеде на середину проезжей части улицы. На вре­мя запретите ему пользоваться велосипедом. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершенного проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев.  Дляребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания за раз.

 

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завес­ти и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда их товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефи­цитом внимания является важным фактором в достижении ус­пеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со свер­стниками:

  1. Понаблюдайте за ребенком во время общения его со свер­стниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношени­ях с другими детьми, наградите его за это.
  2. Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом. Например, это может быть совместный выход на игро­вую площадку или в библиотеку.
  3. Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если
    видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.
  4. Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении вашего ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно этим видом спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

«Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале каждого учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах. Помните, что ваш ребенок может нуждаться в специальных методах коррекции, если у него наблюдаются специфические недостатки обучаемости.

Опыт показывает, что дети, имеющие осведомленных роди­телей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы ваш ребенок все знал о своих трудностях и способах справляться с ними.