Двигательное развитие ребенка
Говоря о двигательной активности, специалисты используют термины "крупная моторика" и "мелкая моторика".
Когда мы учим перемещаться ребенка в пространстве, подниматься с кровати или ложиться, садиться или вставать, когда мы побуждаем его куда-то пойти, дотянуться до какой-нибудь высокой полки или, скажем, прокатиться на велосипеде - мы занимаемся развитием крупной моторики.
Но ведь шевельнув пальцами рук, мы тоже изменяем свое положение в пространстве! Раз положение тела хоть сколько-нибудь изменилось, значит, мозг, нервная система, суставы, сухожилия и мышцы сделали свое дело, и в результате такой моторной деятельности мы, например, взяли в руку карандаш, вдели нитку в иголку, перевернули страницу книги. При этом, кроме крупных мышц, позволяющих нам удерживать вертикальную позу, мы использовали мелкие мышцы рук. Двигательная активность рук, лица, органов речи называется мелкой моторикой.
Разделение на крупную и мелкую моторику весьма условно, так как мелкие движения развиваются на базе крупных.
Основные принципы моторного развития:
- Моторное развитие начинается с головы и продолжается сверху вниз, т. е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем движения туловища, дающие возможность сидеть, стоять или ходить.
- Моторное развитие идет от средней линии тела к периферии, т. е. начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра) затем переходит на более мелкие группы (кисти, запястия, пальцы).
- Каждый приобретенный навык является основой для развития следующих.
Компоненты развития крупной моторики
Равновесие: способность сохранять различные положения тела, несмотря на силу земного притяжения.
Сила: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении.
Координация: способность контролировать движение.
Проприоцепция: ощущение и осознание своего тела в пространстве.
Совершая любое движение, любой человек неизменно вынужден иметь дело с земным притяжением или гравитацией.
Первая попытка приспособиться к гравитации - стремление ребенка лежа на животе поднять голову. Дальше он учится приподнимать плечи, выгибать спину, удерживаясь на локтях, позже овладевает способностью удерживать себя в вертикальном сидячем положении, а затем стоять. И, наконец, малыш учится передвигаться в пространстве, т. е. ходить, бегать, прыгать и т. д. Физическое развитие малыша проходит определенные этапы, он постепенно овладевает своим телом, учится, находясь в вертикальном положении, удерживать равновесие и справляться с гравитацией. Чем слабее мышечный аппарат, тем труднее нашему телу противиться земному притяжению. Многие дети часто "складываются пополам", сидя за столом или на полу, норовят при первой возможности привалиться к какой-нибудь опоре. Это происходит потому, что их мышцы еще не могут обеспечить достаточно надежного "корсета", они способны удерживать малыша в вертикальном положении лишь непродолжительное время, а затем ему требуется дополнительная опора, иначе он вынужден склониться к "матушке Земле", притяжение которой ему приходиться преодолевать. Эта способность ребятишек связана с понижением мышечного тонуса (гипотонус). В связи с этой особенностью детям необходимо постоянно тренировать силу мышц с помощью активных движений.
Чтобы адекватно двигаться, необходимо непрерывно перерабатывать не только внешнюю информацию об окружающем пространстве, но и внутреннюю, содержание которой позволяет нам правильным образом напрячь или расслабить мышцы. Информация, передаваемая нам органами чувств, называется проприоцептивной. Кроме пяти чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния - мы обладаем мускульно-суставным, кинестетическим и вестибулярным чувством. Благодаря этому человек получает информацию о мышечном напряжении и расслаблении, весе, силе о положении тела в пространстве, о напряжении и скорости наших движений. Вестибулярный аппарат, который называется еще чувством равновесия, находится в среднем ухе, где расположены особые нервные центры, включающиеся при изменении положения головы относительно земной поверхности. Когда мы идем, стоим или, скажем, едем в машине по гладкому шоссе, положение головы особо не меняется, а следовательно, особой вестибулярной стимуляции не происходит. А вот если кружиться, качаться, нырять, карабкаться, и т. д. вестибулярная стимуляция усиливается.
Что же такое"чувство равновесия"? Почему оно так важно? Казалось бы, ребенок стоит, ходит и не падает, ну и хорошо, значит, чувство равновесия у него есть. Действительно, есть, но давайте не забывать еще и о том, что с помощью вестибулярного аппарата воспринимает и обрабатывает впечатления извне. Если вестибулярный аппарат работает недостаточно хорошо, внешняя информация искажается. Это мешает ребенку планировать свои движения, координировать и контролировать напряжение мускулатуры, он может испытывать затруднения в трактовке зрительной и слуховой информации, а следовательно, и речи.
Еще один важный компонент двигательного развития - координация движений. Способность координировано двигаться означает способность контролировать положение тела в каждый момент движения. К примеру, чтобы поймать руками брошенный мяч, нам необходимо мгновенно переработать внешнюю информацию о траектории его полета, предполагаемом весе и фактуре мяча, а также внутреннюю информацию о том, каким образом должны сработать нужные суставы и мышцы, чтобы мяч оказался в руках, и игрок смог принять то положение тела, которое предполагает игра, скажем, устоял бы на месте. По мере того, как совершенствуется способность контролировать тело в движении, ребенок обретает способность совершать всё более точные и тонкие движения.
Владение моторными навыками позволяет ребенку самостоятельно и без риска для себя исследовать окружающий мир. Кроме того, успешное освоение новых двигательных навыков повышает уверенность ребенка в себе и побуждает его к дальнейшему продвижению в других областях развития.