Самооценка дошкольника
Самооценка. Что это такое?
Самооценка ребенка играет важную роль на протяжении всей жизни ребенка - начиная от отношения в садике, до личных успехов во взрослой жизни. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка - основа личности, так называемая база, фундамент. И этот фундамент закладывают родители своими словами и отношением к ребенку.
Как это случается и что же тогда происходит?
Все зависит от вас, родители, вашего тактичного и психологически грамотного поведения!
В целом для ребенка-дошкольника свойственна скорее завышенная самооценка, завышенные представления о себе и своих возможностях. Малыш считает себя центром, вокруг которого все вертится (так называемый детский эгоцентризм). Ведь в детстве крохе жизненно необходимо насытиться любовью, заботой и вниманием окружающих. Именно это прекрасное чувство защищенности любовью поможет ребенку расти и расцветать, чувствовать себя важным, нужным. Только имея положительное представление о себе (а оно формируется в первую очередь самыми близкими людьми) малыш может легко преодолевать трудности и чувствовать себя счастливым. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых — притязание на признание. Стремление к реализации притязаний развивает малыша, делает его совершеннее. Поэтому очень важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что ребенок обязательно научится тому, что еще пока не умеет, что у него все получится; что он действительно хороший, умный, добрый, честный. Искренняя теплая семейная атмосфера, в которой царят уважение, доверие, понимание, поддержка, чувство психологической защищенности, будет формировать позитивную самооценку у ребенка.
Отрицательный стиль воспитания может стать основой для формирования заниженной самооценки и как следствие — негативных вариантов поведения:
- Завышенные ожидания в отношении ребенка, принятие за него ответственных решений, лишение самостоятельности, постоянная опека и контроль, противоречивые требования, авторитаризм формируют у крохи заниженную самооценку, порождают сомнения в своих возможностях, тревожность, страх ошибки, потерю инициативности и чувства собственного достоинства.
- В семьях, где есть неприятие ребенка (его не ждали или хотели малыша другого пола, он не оправдывает родительские установки), нет душевного контакта, создается эмоциональный вакуум вокруг ребенка. В его характере формируются замкнутость, робость, обидчивость, неверие в свои силы, неуверенность в себе.
- Слишком «правильные» родители пытаются выполнять все рекомендации. В такой семье малыш чрезмерно дисциплинирован и исполнителен, вынужден постоянно подавлять свои чувства, желания; он растет замкнутым и эмоционально холодным.
- В семьях с тревожно-мнительным воспитанием присутствует постоянная тревога за здоровье и благополучие ребенка (как правило, он единственный, поздний или болезненный). Малыш не самостоятелен, робок, нерешителен, обидчив, не уверен в себе.
- Пренебрежение ребенком, равнодушие родителей, уделяющих детке мало внимания, когда он чувствует себя нелюбимым, ненужным, лишним, способствуют развитию комплекса собственной неполноценности, преследующего его всю жизнь.
- Беспредельное обожание и восхваление малыша, где он растет кумиром семьи, удовлетворение любой прихоти, стремление сделать его жизнь безоблачной ведут к тому, что ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать ничего взамен.